Сетевой учитель
Учитель математики Евстифеева Тамара Владимировна.
Формирование интеллектуального потенциала и творческой активности учащихся через проектно-исследовательскую деятельность
Из опыта работы учителя математики МОУ «СОШ п. Свободный Базарно – Карабулакского района Саратовской области» Евстифеевой Тамары Владимировны
«Знание только тогда знание, когда
оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью»
Л. Н. Толстой
Модернизация российского образования в качестве основной цели выдвинуло не сумму знаний, умений и навыков, а активный запас ключевых компетенций, обеспечивающих образование на современном уровне, самореализацию и успешную социальную адаптацию.
Огромную роль в становлении творческой, активной личности может сыграть проектно-исследовательская деятельность учащихся в учебном процессе. Включение учащихся в исследовательскую деятельность дает неограниченные возможности для творчества учащихся, стимулирует у них познавательную и творческую активность, формирует умения изучать и обобщать полученные результаты, самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Поэтому сегодня в центре внимания педагогов находится исследовательская деятельность, а в качестве одного из способов ее организации можно использовать метод проектов.
Метод проектов в педагогике декларируется сейчас как одна из наиболее перспективных и эффективных инновационных технологий, позволяющих развивать широкий спектр компетенций одновременно, а также прививать учащимся вкус к творчеству и исследованиям.
Одним из способов организации исследовательской деятельности учащихся может служить НОУ. В начале учебного года учащиеся совместно с учителем выбирают темы исследовательских работ, создаются индивидуальные планы подготовки научно – исследовательской работы участников НОУ. В течение учебного года проводятся консультации и обсуждения промежуточных результатов по проектной деятельности.
В 2008-2009 учебном году моими учащимися было выполнено 11 научно – исследовательских работ. Из них 5 проектов с мультимедийной презентацией по темам:
- «Цена отходов»;
- «Золотое сечение в строении человека»;
- «Золотое сечение – божественная мера красоты, сотворенная в природе» - проект, включающий в себя три самостоятельных проекта:
1) «Алгебраический и геометрический подходы к определению золотого сечения»;
2) ««Золотые» геометрические фигуры»;
3) «Золотое сечение в живописи, архитектуре и скульптуре».
Также в рамках работы НОУ учащимися были подготовлены исследовательские работы по темам:
- «Ряд Фибоначчи и золотое сечение»;
- «Тело человека и золотое сечение»;
- «Золотая пропорция в природе»;
- «Периоды жизни человека и «фибоначчиевы» числа»;
- «Золотое сечение в музыке»;
- «Оптимальные физические параметры внешней среды».
Названные выше исследовательские работы учащиеся защищали на школьной конференции «Вездесущая математика».
Исследовательская работа учащихся не должна ограничиваться только внеурочной деятельностью, она продолжается при подготовке и организации учебных занятий, а может быть начинается с них. Исследовательский метод познания и изучения естественен. Он соответствует природе человеческого мышления. Поэтому, я считаю, необходимо включать в практику обучения исследования как метода научного познания.
Профессия учителя одна из самых творческих, и все же умению работать творчески, надо учиться. Хотелось бы познакомиться с опытом коллег. Я предлагаю вашему вниманию свой мастер – класс «Применение метода исследования на уроках математики и во внеурочной деятельности».
Мастер-класс «Применение метода исследования на уроках математики и во внеурочной деятельности» - скачать